2015 год.
Согласно летописному свидетельству, церковь Параскевы Пятницы на Торгу построена в 1207 г. «заморскими купцами» - т. е. корпорацией новгородцев, которые вели торговлю с зарубежьем. Купеческий заказ и местоположение, по-видимому, определили посвящение церкви св. Параскеве (в переводе с греческого – Пятнице), покровительнице торговли.
Архитектурный облик церкви производит необычное впечатление, особенно в окружении типично новгородских храмов. Прежде всего, обращает на себя внимание ясно выраженная ступенчатость масс, придающая объемно-пространственной композиции известную динамичность. Первоначально этот эффект был еще более ощутим, когда храм имел трехлопастное завершение фасадов – мотив, прежде не использовавшийся в новгородском зодчестве, но с появлением Пятницкой церкви надолго закрепившийся в местных архитектурных формах и определивший силуэты большинства новгородских храмов XIII-XV вв.
Благодаря трем притворам и вытянутому алтарному выступу, план церкви имеет выраженную крестообразную форму, не встречавшуюся прежде в новгородском зодчестве. Необычна и форма боковых апсид, имеющих снаружи не полукруглые, а прямоугольные очертания. Пучки многоступенчатых лопаток, оформляющих углы здания, подчеркивают устремленность всей архитектурной композиции ввысь.
Внутреннее пространство церкви, благодаря круглым в сечении опорам и сильно выдающейся на восток алтарной части, имеет непривычную – базиликальную – ориентацию по оси «восток-запад». Вторые этажи притворов образовывали уникальную единую систему хор благодаря соединяющим их внутристенным ходам (они сохранились лишь в северной части).
Все эти черты архитектуры Пятницкой церкви находят близкие параллели с храмами «башнеобразного» типа, получившими распространение в южно-русских землях: сходные постройки сохранились в Смоленске (церковь Михаила Архангела на Смядыни) и Чернигове (церковь Параскевы Пятницы).
Исследование выявило в истории здания 15 строительных периодов (к одному из последних, в частности, относится нынешняя главка и восьмискатная кровля). Это обстоятельство продиктовало главный принцип архитектурной реставрации: по определению реставрировавшего храм Г. М. Штендера, памятник решен как своеобразная раскрытая для чтения архитектурная энциклопедия, составленная из разновременных форм, с показом строительной техники и приемов средневекового Новгорода. Целостный же образ храма 1207 г. может дорисовать только воображение и сделанная на основе натурных исследований и аналогий графическая реконструкция.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: